Ответы на вопросы

 

Вопрос — Как распознать и когда подрезать короткую уздечку у ребенка?                                                                                                                                                                                                                    Ответ — Перепонку, которая находится под языком и соединяет язык с дном полости рта, называют подъязычной уздечкой. У разных людей уздечка под языком может быть разной длины. Аномалией считается короткая уздечка, которая часто встречается у новорожденных детей. Признаки короткой уздечки у новорожденного проявляются в том, что малыш с трудом берет грудь и сосет ее долго, «кусает» сосок и очень быстро отказывается от груди. Короткая уздечка в большинстве случаев встречается у мальчиков, чем у девочек. Очень часто дети с короткой уздечкой рождаются у родителей, которые сами имеют подобные проблемы. Укороченная уздечка у новорожденного не является болезнью, этот дефект ротовой полости чаще всего врачи обнаруживают еще в роддоме. В этом случае процедуру подрезания уздечки проводят сразу же, хотя сегодня многие врачи-гинекологи отправляют маму с новорожденным к стоматологу. Процедура подрезания уздечки почти что безболезненная, так как у новорожденного ребенка в перепонке еще мало кровеносных сосудов и нет нервных окончаний. Поэтому уздечку у новорожденного подрезают без наркоза специальными ножницами. Для остановки крови малыша сразу прикладывают к груди или дают попить из бутылочки. Короткую уздечку у детей до 9-ти месячного возраста рассекают ножницами под местной анестезией. У детей старше 9-ти месяцев уздечка становится более толстым, поэтому рассекают ее уже в поперечном направлении электроножницами или электрокоагулятором. Операция эта также достаточно простая, ранки заживают уже на следующий день. После подрезания уздечки новорожденные малыши начинают лучше сосать грудь, у них улучшается аппетит. Короткая уздечка у ребенка не всегда требует подрезания, такая процедура проводится только при затруднении грудного вскармливания. Если же малыш нормально сосет грудь, то его выписывают из роддома без всякого подрезания и очень скоро родители сами начинают различать, что у ребенка есть отклонения в движении языка. Он не может высунуть изо рта язык, потому что уздечка тянет кончик языка вниз. Язык у малыша складывается желобком, что сопровождается щелкающим звуком. Короткая уздечка у ребенка может стать причиной затруднения движений языка, в результате чего при разговоре у него возникают трудности с произношением шипящих звуков и буквы «Р». В некоторых случаях у ребенка нарушается дикция, он неразборчиво и неясно разговаривает. Короткая уздечка может привести к смещению центра языка и провоцировать проблемы с формированием нижней челюсти. Все это способствует к развитию пародонтита и гингивита зубов. Если вашему ребенку уже 5 лет, а он неправильно произносит шипящие звуки, букву «Р» и с трудом поднимает язык кверху, то попросите его открыть рот и проверьте уздечку. У ребенка 5 лет уздечка в растянутом состоянии должна быть длиной не меньше 0,8 см. При подъеме наверх язык не должен раздваиваться в форме сердечка. Передний край уздечка должен быть прикреплен на несколько мм выше основания десневого сосочка, но не близко к кончику языка. Для более точного распознания короткого уздечка, попросите малыша языком облизать блюдце или же поцокать с помощью языка. Если он без труда все это выполнит, то причина дефектов речи не в короткой уздечке. Даже при наличии проблем с уздечкой, ребенку старше 4-х лет хирург может отказать в проведении операции по рассечению короткой уздечки языка. Дело в том, что у детей этого возраста дефекты речи не проходят даже после оперативного вмешательства. Поэтому поздняя хирургическая помощь в этом случае часто бывает неэффективной. Но бездействовать в любой ситуации не стоит, нужно обратиться за консультацией к логопеду. Существует комплекс упражнений на растягивание короткой уздечки. Например, предложите ребенку дотягиваться языком до подбородка, до кончика носа и облизать блюдце. Затем делайте упражнения в следующем порядке: открой рот, кончиком языка потянись к носу, теперь к подбородку, потом опять к носу и затем опять к подбородку. Следующее упражнение такое: малыш слегка приоткрывает рот, а языком двигает по верхней губе из стороны в сторону. Его нижняя челюсть при этом неподвижна. Упражнений для растягивания уздечки можно придумать множество, но только регулярно выполняя их и постепенно увеличивая количество упражнений можно добиться нужного результата. И помните, чем раньше вы начнете занятия с ребенком, тем быстрее растяните короткую уздечку. Детям старшего возраста можно делать логопедический массаж для растягивания уздечки, который не очень нравится детям потому, что процедура эта болезненная и неприятная.

Вопрос — Как растянуть короткую подъязычную уздечку                                                                                                                                                                                                                                  Ответ —  Короткую подъязычную уздечку достаточно легко растянуть при помощи специальных упражнений. Выполнять упражнения необходимо 2 раза вдень, если уздечка сильно укорочена, то времени может потребоваться до 3 месяцев.                           Но прежде чем начать делать упражнения, нужно сделать массаж подъязычной уздечки. Слегка открыть рот, взять кончик языка, большим и указательным пальцем слегка потянуть его сначала вперед, затем в стороны и вверх. Чтобы язык не выскальзывал из пальцев, используйте платок или бинт. Следующее массажное движение указательным и большим пальцами растягивающим движением скользить по уздечке языка снизу вверх.

Правила выполнения упражнений:

При выполнении упражнений рот нужно стараться открывать настолько широко, насколько язык может дотянуться до верхних зубов. Все упражнения выполняйте близко к пределу возможного. Если во время выполнение упражнений язык устал, нужно дать ему отдых.

Упражнения для растягивания уздечки языка важно выполнять в такой последовательности:

«Блинчик» — Положить расслабленный язык на нижнюю губу и подержать на счет до 10, повторить упражнения 3 раза.

«Иголочка» — Острый язык высунуть вперед и удерживать это положение на протяжении 10 сек, повторить упражнение 3-4 раза.

«Вкусное варенье» — Острым языком облизать верхнюю и нижнюю губу по кругу, повторить упражнение 3-4 раза в одну и в другую сторону.

«Лошадка» — По — цокать языком, как лошадка.

«Красим потолок» — Открыть рот на столько, на сколько возможно дотронутся языком до верхних зубов, проводить языком от альвеол (оснований зубов) по твердому небу к горлу.

«Грибок» — При -сосать язык за верхними зубами к твердому небу. Пытаться открыть рот настолько широко, насколько язык может не отлипать от твердого неба.

«Гармошка» — При — сосать язык за верхними зубами к твердому небу, открывать и закрыть рот не отпуская язык от твердого неба.

Уздечка языка считается выправленной, когда при выполнении упражнения «Грибок» подъязычная связка вытягивается как «ниточка».

Вопрос — В каком возрасте дети начинают говорить?                                                                                                                                                                                                                                        Ответ — В год, 1,5 года, а если в 2 – 2,5 года ребенок не говорит – это нормально? Все же дети разные – пишут мамы. И тут же приводят пример – вот  до 3 лет молчал, а потом сразу заговорил правильно, целыми предложениями. С первым согласны, а в последний аргумент, мы логопеды не верим, а если и верим, то очень слабо, потому что знаем, такие исключения из правил встречаются крайне редко. Родители упускают самый важный показатель – ПОНИМАНИЕ РЕЧИ. Знание этого показателя убережет от чрезмерных требований, предъявляемых ребенку некоторыми нетерпеливыми родителями, и поможет другим не ждать бездейственно. Слуховая функция развивается с рождения до 7 лет. В 6 мес. дети уже знают свое имя, в 10 мес. – понимают слово «нельзя», в 1 год – «дай ручку», «иди ко мне». В 1,5 года – если ребенка попросить он может принести какой-либо предмет, выполнить простые действия по просьбе. Дети с нормальным речевым развитием в год могут не говорить или произносить пару слов, в 1,5 до 2 лет произносить от 5 — 10 до 50 слов. Чем больше ребенок понимает обращенную речь – тем быстрее он заговорит. Если в период с 1 года до 2 лет важнейший этап – понимание речи, то 2-3 начало общения с окружающими и развитие речевого мышления. А как мы знаем речь формируется поэтапно и отсутствие речи после 2 лет в большинстве случаев говорит о недостаточном ее понимании.

Вопрос — Чем может помочь мама, если ребенок не говорит?                                                                                                                                                                                                                          Ответ — В последнее время намечается тенденция «неуверенного родителя». Что обычно делает мама, если малыш не говорит – ничего или ходит по специалистам и выясняет какой диагноз, а иногда и нет никакого диагноза. Считают, что если у малыша есть какие-либо трудности в освоении речи, то помочь ему может только логопед. А потом, когда эта мама приводит ребенка к логопеду, оказывается, что с малышом начинают играть, и картинки в книжках он вдруг начинает смотреть, а дома не хотел. Почему так? Ребенок, у которого в раннем возрасте обнаружились проблемы с речью, требует больше помощи, больше поддержки, больше положительных эмоций. Думаете, от мамы ничего не зависит? Вы заблуждаетесь – от мамы зависит очень многое. Например, малыш с аутизмом не улыбается в ответ на мамину улыбку, не гулит. Постепенно мама перестает улыбаться и разговаривать с таким ребенком, а нужно, наоборот, больше улыбаться, больше разговаривать. Как думаете, появляется речь с первых слов, а может со звуков? Нет, речь появляется при возникновении желания общаться. Вызывайте у малыша ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ эмоции в игре, в общении с вами без слов, и пусть пока говорите только вы. Важно — не забывайте сделать паузу, не говорит безостановочно, дайте малышу высказаться. Тут и появляются в речи ребенка первые слова, слова-заменители: «бух», «ав-ав», «ляля», «мама».