Ответы на вопросы

А ВЫ ТОЧНО ЛОГОПЕД?))

Зачем вы заставляете моего ребенка разминать пальцы, дуть на перья, кривляться перед зеркалом, спрашиваете его о растениях, стучите по столу? Вы же логопед, так исправьте звуки ребенку, зачем все эти лишние упражнения?

Знакомо?

Что поделаешь, не знают родители о взаимосвязи мелкой моторики и речи, не понимают, что такое развитие дыхания, и для чего оно нужно в речи. А «кривляния перед зеркалом» — это артикуляционная гимнастика, которая подготавливает язык, губы и мышцы рта к постановке звуков. «Стуки по столу» — деление слов на слоги, о растениях и о животных логопед спрашивает, не потому что он хочет узнать уровень интеллекта вашего ребенка. Всё это нужно для развития речи. Мы занимаемся комплексным развитием речи, а не только одним  звуком «р».

Итак)

✔Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков -фонем и коррекции нарушений звукопроизношения любого происхождения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

✔Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь. У детей, с которыми часто проводили пальчиковые игры, даже почерк намного лучше, чем у других. Уникальное сочетание добрых стихов и простых массажных приемов дает поразительный эффект активного умственного и физического развития.

 ✔А, правда, зачем детям уметь делить слова на слоги? Чтобы просто утешить самолюбие учителя: «Я – молодец! Научила своих учеников делить слова на слоги!».

Я думаю, что для навыка деления слов на слоги есть более важное предназначение.

Сейчас читать статьи в газетах, журналах, интернете, слушать по телевизору выступления ведущих, политиков и др. без словаря иностранных слов просто бывает невозможно. Вначале стараюсь узнать значение услышанного или прочитанного незнакомого мне слова, а затем несколько раз прочитываю его по слогам, а затем так же по слогам проговариваю это слово, чтобы запомнить. Чтобы списать без ошибок незнакомое слово, тоже стоит списывать его по маленьким частям, по слогам.

Дети, которые только приступают к обучению грамоте, испытывают большие затруднения. Услышанное слово (пусть даже сначала самое простое) надо записать в тетрадь. Первое, надо услышать звук и вспомнить, какой буквой он обозначается. Второе, вспомнить, как пишется эта буква и как её соединить со следующей буквой. Третье, надо ещё записать красиво, чтобы не огорчить учителя и родителей.

Детям проще читать по слогам незнакомые большие слова. Поэтому к моменту начала обучения чтению дети должны быть подготовлены слоговым и звуковым анализом и синтезом, у них должны быть сформированы представления о звуковой природе речи, о звуковом строе языка.

Чтобы суметь правильно прочитать и написать слова, вот ради этого и стоит тренироваться в делении услышанных и увиденных слов на слоги.

И тут хорошо бы понимать такую вещь. Деление на слоги бывает разное.

Оно бывает разное для разных целей. При произношении и при восприятии на слух мы делим слова на слоги совсем не так, как при чтении или письме.

✔Богатство словаря есть признак высокого развития речи ребенка. Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т. д.

Это же явление на другом содержании прослеживается у более старших детей. Так, овощами они часто считают только морковь, лук, свеклу, не включая сюда, например, капусту, огурец, помидор. В другом случае, расширяя значение слова, дети включают в понятие «овощи» некоторые виды фруктов, грибы, мотивируя это тем, что «все это растет» или «все это едят». И лишь постепенно, по мере развития мышления, они овладевают объективным понятийным содержанием слова. Таким образом, значение слова на протяжении дошкольного детства изменяется по мере развития познавательных возможностей ребенка.

Поэтому работа логопеда комплексная, затрагивает все аспекты речи.

Нужно доверять и давать специалисту выполнять свою работу качественно!!!    

Вопрос — Как распознать и когда подрезать короткую уздечку у ребенка?                                                                                                                                                                                                                                                                    Ответ Перепонку, которая находится под языком и соединяет язык с дном полости рта, называют подъязычной уздечкой. У разных людей уздечка под языком может быть разной длины. Аномалией считается короткая уздечка, которая часто встречается у новорожденных детей. Признаки короткой уздечки у новорожденного проявляются в том, что малыш с трудом берет грудь и сосет ее долго, «кусает» сосок и очень быстро отказывается от груди. Короткая уздечка в большинстве случаев встречается у мальчиков, чем у девочек. Очень часто дети с короткой уздечкой рождаются у родителей, которые сами имеют подобные проблемы. Укороченная уздечка у новорожденного не является болезнью, этот дефект ротовой полости чаще всего врачи обнаруживают еще в роддоме. В этом случае процедуру подрезания уздечки проводят сразу же, хотя сегодня многие врачи-гинекологи отправляют маму с новорожденным к стоматологу. Процедура подрезания уздечки почти что безболезненная, так как у новорожденного ребенка в перепонке еще мало кровеносных сосудов и нет нервных окончаний. Поэтому уздечку у новорожденного подрезают без наркоза специальными ножницами. Для остановки крови малыша сразу прикладывают к груди или дают попить из бутылочки. Короткую уздечку у детей до 9-ти месячного возраста рассекают ножницами под местной анестезией. У детей старше 9-ти месяцев уздечка становится более толстым, поэтому рассекают ее уже в поперечном направлении электроножницами или электрокоагулятором. Операция эта также достаточно простая, ранки заживают уже на следующий день. После подрезания уздечки новорожденные малыши начинают лучше сосать грудь, у них улучшается аппетит. Короткая уздечка у ребенка не всегда требует подрезания, такая процедура проводится только при затруднении грудного вскармливания. Если же малыш нормально сосет грудь, то его выписывают из роддома без всякого подрезания и очень скоро родители сами начинают различать, что у ребенка есть отклонения в движении языка. Он не может высунуть изо рта язык, потому что уздечка тянет кончик языка вниз. Язык у малыша складывается желобком, что сопровождается щелкающим звуком. Короткая уздечка у ребенка может стать причиной затруднения движений языка, в результате чего при разговоре у него возникают трудности с произношением шипящих звуков и буквы «Р». В некоторых случаях у ребенка нарушается дикция, он неразборчиво и неясно разговаривает. Короткая уздечка может привести к смещению центра языка и провоцировать проблемы с формированием нижней челюсти. Все это способствует к развитию пародонтита и гингивита зубов. Если вашему ребенку уже 5 лет, а он неправильно произносит шипящие звуки, букву «Р» и с трудом поднимает язык кверху, то попросите его открыть рот и проверьте уздечку. У ребенка 5 лет уздечка в растянутом состоянии должна быть длиной не меньше 0,8 см. При подъеме наверх язык не должен раздваиваться в форме сердечка. Передний край уздечка должен быть прикреплен на несколько мм выше основания десневого сосочка, но не близко к кончику языка. Для более точного распознания короткого уздечка, попросите малыша языком облизать блюдце или же поцокать с помощью языка. Если он без труда все это выполнит, то причина дефектов речи не в короткой уздечке. Даже при наличии проблем с уздечкой, ребенку старше 4-х лет хирург может отказать в проведении операции по рассечению короткой уздечки языка. Дело в том, что у детей этого возраста дефекты речи не проходят даже после оперативного вмешательства. Поэтому поздняя хирургическая помощь в этом случае часто бывает неэффективной. Но бездействовать в любой ситуации не стоит, нужно обратиться за консультацией к логопеду. Существует комплекс упражнений на растягивание короткой уздечки. Например, предложите ребенку дотягиваться языком до подбородка, до кончика носа и облизать блюдце. Затем делайте упражнения в следующем порядке: открой рот, кончиком языка потянись к носу, теперь к подбородку, потом опять к носу и затем опять к подбородку. Следующее упражнение такое: малыш слегка приоткрывает рот, а языком двигает по верхней губе из стороны в сторону. Его нижняя челюсть при этом неподвижна. Упражнений для растягивания уздечки можно придумать множество, но только регулярно выполняя их и постепенно увеличивая количество упражнений можно добиться нужного результата. И помните, чем раньше вы начнете занятия с ребенком, тем быстрее растяните короткую уздечку. Детям старшего возраста можно делать логопедический массаж для растягивания уздечки, который не очень нравится детям потому, что процедура эта болезненная и неприятная.

Вопрос — Как растянуть короткую подъязычную уздечку                                                                                                                                                                                                                                                                                               Ответ  Короткую подъязычную уздечку достаточно легко растянуть при помощи специальных упражнений. Выполнять упражнения необходимо 2 раза вдень, если уздечка сильно укорочена, то времени может потребоваться до 3 месяцев.                           Но прежде чем начать делать упражнения, нужно сделать массаж подъязычной уздечки. Слегка открыть рот, взять кончик языка, большим и указательным пальцем слегка потянуть его сначала вперед, затем в стороны и вверх. Чтобы язык не выскальзывал из пальцев, используйте платок или бинт. Следующее массажное движение указательным и большим пальцами растягивающим движением скользить по уздечке языка снизу вверх.

Правила выполнения упражнений:

При выполнении упражнений рот нужно стараться открывать настолько широко, насколько язык может дотянуться до верхних зубов. Все упражнения выполняйте близко к пределу возможного. Если во время выполнение упражнений язык устал, нужно дать ему отдых.

Упражнения для растягивания уздечки языка важно выполнять в такой последовательности:

«Блинчик» — Положить расслабленный язык на нижнюю губу и подержать на счет до 10, повторить упражнения 3 раза.

«Иголочка» — Острый язык высунуть вперед и удерживать это положение на протяжении 10 сек, повторить упражнение 3-4 раза.

«Вкусное варенье» — Острым языком облизать верхнюю и нижнюю губу по кругу, повторить упражнение 3-4 раза в одну и в другую сторону.

«Лошадка» — По — цокать языком, как лошадка.

«Красим потолок» — Открыть рот на столько, на сколько возможно дотронутся языком до верхних зубов, проводить языком от альвеол (оснований зубов) по твердому небу к горлу.

«Грибок» — При -сосать язык за верхними зубами к твердому небу. Пытаться открыть рот настолько широко, насколько язык может не отлипать от твердого неба.

«Гармошка» — При — сосать язык за верхними зубами к твердому небу, открывать и закрыть рот не отпуская язык от твердого неба.

Уздечка языка считается выправленной, когда при выполнении упражнения «Грибок» подъязычная связка вытягивается как «ниточка».

Вопрос — В каком возрасте дети начинают говорить?                                                                                                                                                                                                                                                                                                         Ответ В год, 1,5 года, а если в 2 – 2,5 года ребенок не говорит – это нормально? Все же дети разные – пишут мамы. И тут же приводят пример – вот  до 3 лет молчал, а потом сразу заговорил правильно, целыми предложениями. С первым согласны, а в последний аргумент, мы логопеды не верим, а если и верим, то очень слабо, потому что знаем, такие исключения из правил встречаются крайне редко. Родители упускают самый важный показатель – ПОНИМАНИЕ РЕЧИ. Знание этого показателя убережет от чрезмерных требований, предъявляемых ребенку некоторыми нетерпеливыми родителями, и поможет другим не ждать бездейственно. Слуховая функция развивается с рождения до 7 лет. В 6 мес. дети уже знают свое имя, в 10 мес. – понимают слово «нельзя», в 1 год – «дай ручку», «иди ко мне». В 1,5 года – если ребенка попросить он может принести какой-либо предмет, выполнить простые действия по просьбе. Дети с нормальным речевым развитием в год могут не говорить или произносить пару слов, в 1,5 до 2 лет произносить от 5 — 10 до 50 слов. Чем больше ребенок понимает обращенную речь – тем быстрее он заговорит. Если в период с 1 года до 2 лет важнейший этап – понимание речи, то 2-3 начало общения с окружающими и развитие речевого мышления. А как мы знаем речь формируется поэтапно и отсутствие речи после 2 лет в большинстве случаев говорит о недостаточном ее понимании.

Вопрос — Чем может помочь мама, если ребенок не говорит?                                                                                                                                                                                                                                                                                         Ответ — В последнее время намечается тенденция «неуверенного родителя». Что обычно делает мама, если малыш не говорит – ничего или ходит по специалистам и выясняет какой диагноз, а иногда и нет никакого диагноза. Считают, что если у малыша есть какие-либо трудности в освоении речи, то помочь ему может только логопед. А потом, когда эта мама приводит ребенка к логопеду, оказывается, что с малышом начинают играть, и картинки в книжках он вдруг начинает смотреть, а дома не хотел. Почему так? Ребенок, у которого в раннем возрасте обнаружились проблемы с речью, требует больше помощи, больше поддержки, больше положительных эмоций. Думаете, от мамы ничего не зависит? Вы заблуждаетесь – от мамы зависит очень многое. Например, малыш с аутизмом не улыбается в ответ на мамину улыбку, не гулит. Постепенно мама перестает улыбаться и разговаривать с таким ребенком, а нужно, наоборот, больше улыбаться, больше разговаривать. Как думаете, появляется речь с первых слов, а может со звуков? Нет, речь появляется при возникновении желания общаться. Вызывайте у малыша ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ эмоции в игре, в общении с вами без слов, и пусть пока говорите только вы. Важно — не забывайте сделать паузу, не говорит безостановочно, дайте малышу высказаться. Тут и появляются в речи ребенка первые слова, слова-заменители: «бух», «ав-ав», «ляля», «мама».